Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского

Сайт, посвященный князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому

« Киевская и Северная Русь - от Рюрика до Юрия Долгорукого  | В начало |  Село Пурех и его владельцы »


История Преображенского Макарьевского монастыря

В. Е. Шматов

История Преображенского Макарьевского монастыря

Имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца неразрывно связано в XVII веке с именем Спасителя Отечества, боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который весьма почитал этого инока Вознесенского Печерского монастыря, родившегося в середине XIV и умершего в середине XV века и прожившего долгую (95 лет) подвижническую жизнь во имя спасения душ людских.

Изучая различные источники о жизни великого гражданина России, невольно задаешься вопросом, а почему у князя было такое особое расположение и почтение к этому святому человеку, да притом такое сильное, что он сподобился замыслить и построить монастырь в честь него? Думаю, что это особое почтение воспитывалось в князе с самого его детства, так как князь, как и Макарий Желтоводский, по рождению нижегородец, хотя родился и вырос не в Нижнем Новгороде, а в родовом имении князей Пожарских в селе Юрино Жарской волости Стрелецкого стана Нижегородского уезда в 50-ти верстах северо-западнее Нижнего Новгорода.1 А в те годы святой Макарий был одним из самых почитаемых святых не только на земле нижегородской, но и во всем Московском государстве, и не только среди простого народа, но и высшей знати.

Так, в исторических хрониках описан случай, когда после возвращения Патриарха Московского и всея Руси Филарета ( в миру Федор Никитич Романов) из польского плена (июнь 1619 года), его жена, инокиня Марфа Ивановна, с молодым сыном, царем Михаилом, совершили в августе 1619 года паломничество в Макарьевский Унженский монастырь, чтобы поклониться мощам святого Макария и поблагодарить Чудотворца за помощь в «очищении» Москвы от поляков, за избрание Михаила Федоровича Романова царем и за освобождение Патриарха Филарета из польского плена.2

На примере благочестивого и подвижнического жития святого Макария было взращено немало крестьянских и родовитых детей. В их числе был и князь, получивший семейное светское образование в духе православного благочестия, читая и изучая Священное Писание и другие церковные книги, в том числе и жития святых. Князь Д. М. Пожарский был талантливым человеком и к 10 годам своей жизни свободно владел чтением и письмом. Немногие княжеские и боярские дети могли тогда похвастаться таким умением. Можно с уверенностью сказать, что и удивительные черты характера, которыми обладал князь, - способность к самопожертвованию, стойкость духа, верность долга перед царем и Отечеством, непримиримость к врагам Отечества, сочетаясь с мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием, - сформировались в нем под влиянием целостности образа преподобного Макария, совместившего свои природные человеческие качества с благочестивыми чертами характера, выработанными им беспримерным подвижничеством в течение всей своей жизни.

Кроме того, особое почтение князя к нижегородскому святому можно объяснить и тем, что дух преподобного Макария, по-видимому, всегда витал в роду князей Пожарских, ибо род их сформировался как раз в годы жизни и подвижничества святого старца – с середины XIV до середины XV века. Не исключено, что и кто-то из первых князей Пожарских, живших в то время, мог и лично знать святого Макария. И этот факт общения одного из князей Пожарских со святым Чудотворцем мог переходить из одного поколения в другое, оставляя благодатный след в каждом из них.

Князь Д. М. Пожарский был глубоко верующим человеком и за свою жизнь на свои собственные средства на своих вотчинных землях построил около двадцати монастырей и церквей. Самыми значимыми из них для него были: Преображенский Макарьевский монастырь в Пурецкой волости Нижегородского уезда; церковь Воскресенья Христова в селе Вершилово той же Пурецкой волости; церковь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве; церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчинном селе Медведково под Москвой; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Москве и др. И в этом подвижничестве князя есть большое сходство с подвижничеством святого Макария: первый строил монастыри и храмы, второй – монастыри и пустыни, но оба с одной и той же целью ‑ для спасения душ человеческих.

Самым любимым детищем у князя было первое его творение – Преображенский Макарьевский монастырь. Об этом говорит тот факт, что ни один из храмов, построенных князем, не получил за все годы его жизни такого большого количества вкладов как от самого князя, так и от членов его семьи, как этот монастырь. Князь подарил монастырю самые дорогие для него реликвии:

- животворящий Крест Господень, высотою в три аршина, с распятием Иисуса Христа, выполненным из гранатового дерева. По преданию князь привез его в 1606 году из Соловецкого монастыря, и Крест был изготовлен якобы самим преподобным Савватием Чудотворцем (умер в 1435 г.), основателем Соловецкого монастыря и современником преподобного  Макария. Крест с момента постройки монастыря хранился в монастырской церкви Преображения Христова (ныне Спасо-Преображенская церковь) более трехсот лет, утрачен в 1937 году, судьба его неизвестна. Старинная копия Креста находится в Высоковской Свято-Троицкой Церкви Нижнего Новгорода; 3

- список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, принадлежащий лично князю и находившийся с князем в его освободительном походе и битве за Москву. Икона утрачена тогда же, в 1937 году, судьба ее так же не известна;

- подлинник знамени второго народного ополчения, находившийся в

монастырской церкви до 1827 года, когда по указу императора Николая I знамя было передано в Оружейную палату, а ранее, в 1812 году, императором Александром I было затребовано в Московское народное ополчение и возвращено в монастырскую церковь в 1813 году. В 1827 году по высочайшему Указу для церкви были изготовлены две его копии, вышитые серебром. Копии со знамени так же утрачены в 1937 году.

Всего в монастырь князем и членами его семьи было передано в разные годы их жизни 17 реликвий. 4

Управлял монастырем игумен, а для братии было построено восемь келий. Для пропитания иноков монастырю были выделены князем пахотные земли и угодья, которые быстро начали заселяться крестьянами, и около монастыря образовалась слободка, получившая название Макарьевской. Таким образом, Д. М. Пожарский стал родоначальником не только Преображенского Макарьевского монастыря, но и поселения около него. К концу XVIII  века слободка разрослась и называлась уже селом Макарьевская слобода, а в середине XIX  века именовалась селом Макарий-Пурех, затем просто Пурех.

Князь построил монастырь в 1613-1615 гг. на Петряевской пустоши в своих вотчинных владениях вблизи сельца Кропивинское (сейчас Крапивино – западная часть села Пурех) в 20-ти верстах от своего родового имения, села Юрино. В то время через сельцо Кропивенское проходил оживленный почтовый тракт Нижний Новгород – Ярославль, часть которого от Нижнего до Суздаля была известна под названием «балахонка». 5

Здесь следует отметить, что у некоторых историков и краеведов XVIII, XIX, XX и нынешнего века сложилось ложное мнение о том, что князь Д. М. Пожарский построил Преображенский Макарьевский монастырь в уже существовавшем тогда селе Пурех. Однако это не так. Да, была Пурецкая волость, была Петряевская пустошь, но никакого села Пурех здесь и в помине не было. Волость же получила название Пурецкой (в ряде источников Пуретцкая, Пуретьцкая, Пурехцкая) потому, что по ней протекали три речки: Пурешка, Пурешок и Пурех. По такому же принципу были названы в те времена и близ лежащие волости: Белогородская (из-за имеющихся в ней высоких и крутых белопесчаных волжских берегов), с волостным селом Городец; Жарская (из-за постоянно горящих летом торфяников), с волостным селом Бурцево. Поэтому, как пример, утверждение одного из сегодняшних исследователей о том, что в XVII веке князь Д. М. Пожарский «…построил в пожалованном ему после 1613 г. селе Пурех (месте боев с польскими отрядами)…» является ошибочным, 6 так как никакого села и никаких боев с польскими отрядами в этом месте никогда не было.

Да, князь построил здесь монастырь, посвященный Преображению Христову и преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, но на пустом месте, называемом во многих исторических источниках Петряевской Пустошью. Приведем для примера несколько из них:

- писцовая опись 1621 – 1624 гг.; 7

- выпись из отдельных Нижегородских книг от 8 декабря 7134 (1625) г.; 8

- выпись из отдельных Нижегородских книг от 3 июля 7155 (1647) г.; 9

- дарственная надпись на апрельской минее сына Д. М. Пожарского князя Ивана от 5 марта 7162 (1654) г.; 10

- Царская грамота от 20 октября 1693 года Нижегородскому воеводе Павлу Леонтьеву; 11

- Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли (1628 – 1746 г.г.). 12

В перечисленных документах поэтапно изложено как строительство князем монастыря, так и перестройка его в последующие годы (в основном церкви Преображения Христова).

Монастырь в честь Преображения Христова и Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца был задуман князем как памятник освободительной войне 1612 года и как выражение большой любви к Господу Богу нашему и покровителям земли Нижегородской. Об этом говорят и названия алтарей церкви построенного им монастыря: главный алтарь – в честь ПреображенияХристова, придельные – в честь преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского.

В одном из источников приведено описание вновь построенного монастыря: «Боярин же князь Дмитрей Михайлович в вотчине своей в Пуретцкой же волости на вотчинной пустоши Петряевской поставил монастырь преподобного Макария Желтовотцково собою, а на монастыре церковь Преображения Христова да два предела: предел Макария Цудотворца да предел Еуфимия Суждальского, древена, верх шатром, а в церкве и в пределах все церковное строенье ево, вотчинниково, боярина князя Дмитрея Михайловича. А на монастыре святые ворота, а в ограда в заметь, да две кельи игуменских да 8 келей братцких, да хлебня да поварня да напогребица, поставление боярское. А под монастырем пашни монастырские, а пашут детеныши, середние земли с новолесною розчистью 15 чети в поле, а в дву потому ж. Да к монастырю боярин князь Дмитрей Михайлович дал на монастырское строенье игумену и братье и служебником на пропитание из ево ж вотчинной земли Пуретцкие ж волости из старых деревень».

Из описания видно, что монастырь и церковь были деревянными, и полностью оборудованными. И князь дал монастырю «на пропитание» и землю и угодья, и крестьян. Выходит, что по тем временам монастырь был собственностью Д. М. Пожарского, так как был построен им на свои собственные деньги, на своей вотчинной земле и существовал на доходы от выделенных монастырю земель с крестьянами, которые тоже были собственностью князя. Наверное, и по тем временам это был редчайший случай, когда вотчинник на свои собственные средства строил монастыри и церкви и содержал их.

К концу своей жизни, а умер он 20 апреля 1642 года и смерть его до настоящего времени остается загадкой, князь перестроил монастырскую церковь Преображения Христова в кирпичном исполнении. Церковь стала двухэтажной, пяти престольной, с нижней церковью («в исподи») Успенья Пресвятой Богородицы и приделом Александра Свирского.

После смерти Д. М. Пожарского царь Михаил Федорович распределил все вотчины князя, согласно его завещанию, между его сыновьями Петром и Иваном, средний сын князя Федор умер в декабре 1632 года бездетным, и второй женой Феодорой Андреевной (урожденной княжной Голицыной). Пурецкая вотчина (3500 четей) была распределена между обоими сыновьям поровну, лишь село Кубенцово было отдано князю Петру, старшему сыну. 13

После смерти царя Михаила Федоровича и восхождения на престол его сына Алексея Михайловича, в 1647 году произошел второй раздел вотчинных владений Д. М. Пожарского. Из Пурецкой вотчины его наследникам было выделено только 1320 четей земли с угодьями и крестьянами: 14

- 320 четей в поместье княгине Феодоре Андреевне с деревней Смольёво с деревнями и починками, а в них сто сорок три двора крестьянских да двор бобыльский;

- пятьсот четей в вотчину вдове князя Петра (умер в 1647 году) княгине Марфе Семеновне с дочерью княжною Анной с деревней Осташево («Остапово тож») с деревнями и починками, а в них сто восемьдесят шесть дворов крестьянских и три двора бобыльских;

- пятьсот четей в вотчину князю Ивану Дмитриевичу, с монастырской слободкой с деревнями и починками, а в них двор конюшенный, два двора скотных, два двора служних, двор чесовника, двор иконника, двор конюхов, двести пять дворов крестьянских, восемнадцать дворов бобыльских.

Претерпело изменения и имущество, данное князем Д. М. Пожарским Преображенскому Макарьевскому монастырю, часть которого была передана во владение наследникам князя. Из числа монастырских крестьян и бобылей княгине Феодоре Андреевне было выделено шесть дворов, княгине Марфе с дочерью Анной – двадцать девять дворов и князю Ивану – тридцать семь дворов. Сколько при этом дворов осталось у монастыря, в источниках не указано. 15

Изменилась в 1647 году и структура монастыря. Его церковь была выделена из монастырской в приходскую и ей был выдан антиминс как церкви Макария Чудотворца. 16 Церковь стала платить дань в патриаршую казну в размере девяти алтын десятильничих и одной гривны заезда. В 1652 году церкви сверх старой дани было прибавлено один рубль четыре алтына десять денег. С 1654 года церковь была переименована в Преображение Спасово, Макария в придел, а дани с церкви стали брать значительно больше – одиннадцать рублей десять денег.

К 1654 году князь Иван Дмитриевич Пожарский устроил в церкви Преображения Спасова еще три алтаря:

- Иоанна Предтечи, в честь своего ангела;

- святой Парескевы, в память своей матери Прасковьи Варфоломеевны и в честь ангела своей жены Прасковьи Михайловны;

- святых Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, как молитвенников и покровителей города Казани, где была обретена Казанская икона Божией Матери (1579 г.), находившаяся по благословению патриарха Московского и всея Руси Гермогена сначала в рядах первого, а с марта 1612 года – в рядах второго народного ополчения, служившая знамением победы над врагами Отечества.

После перестройки церковь Преображения Спасова стала восьмипрестольной.

С 1654 г. по начало XIX века в поле зрения историков и краеведов никаких сведений о Преображенском Макарьевском монастыре не попадало. И лишь к середине XIX века была опубликована Царская грамота, датированная 20 октября 1693 года, Нижегородскому воеводе Павлу Леонтьеву. Данная грамота очень коротко упомянута при анализе событий XVII  века только в двух источниках XIX века. 17

Начинается грамота следующими словами: «1693 октября 20. Царская грамота Нижегородскому воеводе Павлу Леонтьеву, об отмене приписки к Нижегородской епархии Преображенскаго Макариевскаго монастыря, построеннаго на отчинной земле вдовы кравчего Парасковьи Нарышкиной». В грамоте детально описано состояние Преображенского Макарьевского монастыря в 1693 году, в первой половине которого митрополит Нижегородский и Алатырский, преосвященный Павел, прислал в монастырь строителем (начальником) черного попа Герасима. 19 июля 1693 года упомянутый строитель Герасим подал челобитную Великим Государям (в то время было двух царствие, Россией правили с 1682 года по 1696 год сразу два царя, сыновья Алексея Михайловича – царь Иван и царь Петр), чтобы приписать монастырь к Нижегородской и Алатырской епархии вместе с монастырскими землями, угодьями и крестьянами. И царским Указом от 05 августа 1693 года монастырь был приписан к Нижегородской и Алатарской епархии.

Но в то время монастырские земли, угодья и крестьяне, согласно второму разделу Пурецкой вотчины князя Д. М. Пожарского в 1647 году, уже принадлежали разным владельцам, в том числе родам Шереметевых, Нарышкиных и Долгоруковых. Один из владельцев этих земель, будущий первый российский граф, а в последствии и генерал-фельдмаршал, Борис Петрович Шереметев, узнав о приписке монастырских земель с крестьянами к Нижегородской епархии, подал Великим Государям 22 сентября свою челобитную, в ответ на которую царским Указом от 22 сентября 1693 г. был вынесен вердикт: «…в приписке и в отказе к тому монастырю деревень его (князя Б. П. Шереметева – прим. автора) отсрочить и не приписывать и не отказывать».

А вслед за Б. П. Шереметевым 20 октября 1693 года била челом Великим Государям другая совладелица Пурецкого имения, княгиня Прасковья Дмитриевна Нарышкина (урожденная княжна Голицына), вдова кравчего царя Петра I , его родного дяди, Федора Кирилловича Нарышкина, будущая жена (1694 г.) князя Аникиты Ивановича Репнина, тоже впоследствии генерала-фельдмаршала. 18 К тому же княгиня П. Д. Нарышкина была верховой боярыней царицы Натальи Кирилловны, матери царя Петра, и правнучкой Спасителя Отечества, князя Д. М. Пожарского.

И Великие Государи в ответ на челобитную княгини издали Указ от 20 октября 1693 года и послали Нижегородскому воеводе Леонтьеву Царскую грамоту о том, что: «…тому вотчинному монастырю приписным быть не возможно, потому что построен на вотчинниковой земле, и в монастыре у церкви служат попы белые, и прихожи к той церкве и кладбище в монастыре крестьян ее и иных вотчинников и помещиков; а преж сего в том монастыре строителев и черных попов не бывало, и ныне строителю черному попу в том монастыре быть не у чего…не велеть тому вотчинному Макарьевскому монастырю в приписке быть к епархии богомольца нашего, преосвященного Павла Митрополита Нижегородского и Алатарского, а велети б тому монастырю быть особ мирским приходом по-прежнему…».

Следовательно, Царская грамота от 20 октября 1693 года узаконила состояние Преображенского Макарьевского монастыря, определенное еще царем Алексеем Михайловичем в 1647 году при втором разделе Пурецкой вотчины князя Д. М. Пожарского:

а) монастырские земли, угодья и крестьян закрепить за вотчинниками и помещиками;

б) монастырскую церковь Преображения Спасова оставить приходской;

в) сам же монастырь ‑ упразднить.

С тех пор уже никто не покушался ни на сам монастырь, ни на его бывшие владения. Распределенные на части при втором разделе в 1647 году вотчинные владения князя Д.М.Пожарского в Пурецкой волости с годами переходили из рук в руки различных именитых семей и родов. Село Макарьевская слободка со временем превратилось в богатое село Макарий-Пурех, где ежегодно по примеру Макарьевского Желтоводского монастыря, только не в августе, а 19 января на Крещение, в день поминовения преподобного Макария Великого Египетского, начиналась тоже Макарьевская ярмарка, на которую съезжались многие купцы из различных губерний. Сам Макарий-Пурех славился не только своей знаменитой Спасо-Преображенской церковью с ее уникальными древними реликвиями, но и своим щепным и столярным промыслом. Славился Макарий-Пурех вместе с окрестными деревнями и мастерами-каменщиками. Способствовали процветанию и развитию села и еженедельно проводимые в нем многолюдные базары. 19

В настоящее время какие-либо постройки Преображенского Макарьевского монастыря, кроме Спасо-Преображенской церкви, не сохранились. В XIX  веке церковь была неоднократно обследована архитекторами и в 1875-1880 гг. капитально перестроена. К счастью древняя часть храма, построенная еще Д. М. Пожарским, сохранилась в первозданном ее виде, однако как она сама, так и ее алтарная часть пока не реставрирована. Уникальный историко-архитектурный памятник XVII - XIX  веков взят под охрану государства и согласно Указу Президента РФ от 20.02.95 г. № 176 включен как памятник архитектуры федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ по Нижегородской области.

Примечания и источники.

1. Шматов В.Е. Князья Пожарские – князья Суздальские или Нижегородские? Нижегородская Старина. Выпуск 12, 2006. С. 20 – 27.

2. Русский биографический словарь под ред. А.А. Половцева.
С. Петербург, 1896-1918 гг. Т.23. С.159.

3. Шматов В.Е., Варэс Л.Н. Животворящий Крест Господень. Нижегородская Старина. Выпуск 12, 2006. С. 33 – 38.

4. Здесь следует отметить, что за столетия своего существования Спасо-Преображенская церковь обогатилась многими другими реликвиями, в основном иконами, которые были подарены ей членами именитых родов, владельцами села Пурех и окрестных деревень. К числу владельцев относились, кроме князей Пожарских: князья Голицыны, Шереметевы, Щербатовы, Нарышкины, Репнины, Долгоруковы, Дмитриевы-Мамоновы, графы Шереметевы, Панины, сенатор И.П.Елагин, действительный статский советник И.С.Фонвизин. По описи памятников церковных древностей в 1904 году в церкви имелось 204 древних иконы, из них половина – XVII века, а другая – XVIII века. Сейчас в церкви нет ни одной подобной
иконы. По нашим сведениям, при закрытии церкви в 1937 году многие иконы были разобраны прихожанами и постепенно были сосредоточены в действующей Сретенской церкви села Кубенцева Балахнинского района Горьковской области.

5. Гациский А.С. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 2001.С. 585.

6. Нижегородская Старина. Выпуск 21 – 22, 2009. С. 78. Мы полагаем, что не является уместным автору названной публикации выстраивать свою доказательную базу на публикации другого автора, берущего на веру непроверенные, с точки зрения изучения других исторических памятников, сведения из рукописного источника середины XVIII века о событиях 150 летней давности, из которых некоторые являются недостоверными. 

7. Писцовая опись Нижегородских владений Д.М.Пожарского 1621- 1624 годов (РГДА. Ф.1209. Д.293. Л.1026-1080 об.).Нижегородский край: Хрестоматия: (История в документах с древнейших времён до 1917года).— Арзамас, 2001. С. 58. 

8. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. Н.Новгород, 1999. С. 549.

9. Там же. С. 548. 

10. Там же. С. 513-514.

11. Акты исторические. С-Петербург,1842. Т.V. №225. С.395-396.

12. Балахнинской десятины жилыя данныя церкви и пустовыя земли. Материалы для истории церквей Нижегородской епархии. Выпуск второй. 7136 (1628) — 1746 гг. М., 1903. С. 28. 

13. 1642 г. мая. Выпись в доклад о вотчинах и поместьях кн. Д.М. Пожарского. Отечественная история, 2000. № 1. С. 156-157. Четь – примерно 0,5 гектара.

14. Нижний Новгород в XVII веке. Сборник документов. Горький, 1961. С. 102.

15. Там же. С. 103.

16. В настоящее время, по нашим сведениям, антиминс находится в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре.

17. Труды Нижегородской губернской архивной комиссии. Н.Новгород, 1912. Т. XI. С. 534. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. Н.Новгород, 1999. С. 549.

18. «И Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин…», – это о них писал А. С. Пушкин в поэме «Полтава».

19. Священник И.Лебединский. Село Пурех с его приходскими деревнями. Нижегородский сборник, под ред. А.С.Гациского.
Н.Новгород, 1869.

Статья опубликована в Сборнике материалов научной конференции, посвященной памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского (1349 - 1444), 30 ноября 2010 г. "Благословенное имя".  Н. Новгород, 2011. - 35 с.


Опубликовано на сайте - 27.01.11

« Киевская и Северная Русь - от Рюрика до Юрия Долгорукого  | В начало |  Село Пурех и его владельцы »


Яндекс.Метрика

Создание сайтов на системе Amiro.CMS – amiromaster.ru

Работает на: Amiro CMS